Каким был античный морской флот? От лодки до галеры

Морской флот прошел длинный путь от выдолбленной лодки древнего египтянина до современных крейсеров. С появлением новой цивилизации появлялись новые орудия, новые средства передвижения. Не обошел прогресс и кораблестроение.

Первые суда, перевозившие груз в Египте, в четвертом веке до н.э. управлялись веслами и парусом, который крепился к съемной мачте. Весел было шесть. Корпус обшивался пластинами, сделанными из акации. Для большей надежности и прочности протягивались канаты. Длина корабля — 25 метров, ширина — в пределах 5. Это простейшие суда, но, в отличие от лодок, они уже имели палубу. В основном их использовали для речного судоходства. Для дальних плаваний они были слишком ненадежны.

Следующим этапом в эволюции кораблестроения стали торговые суда древних египтян. С расширением торговых связей требовались более надежные конструкции, которые выдерживали бы морскую стихию и вес перевозимых товаров. Древние корабельные мастера дополнили судно, носовую и кормовую части брусьями.

Весла находились в уключинах и были закреплены, увеличился их размер. Корпус стягивался канатом, но уже имелись специальные опоры для крепежа. Добавились места для груза на корме и в носовой части.

Первые боевые корабли египтян были восстановлены историком из Швеции, изучающим историю кораблестроения В. Лундстремом. Военные суда 1200 года до нашей эры в сравнении с грузовыми были мощнее и надежнее. Удлиненный корпус с крепким килевым брусом дал возможность обойтись без стяжки канатом. Килевый брус заканчивался тараном из металла в форме зверя.

Надежность и прочность судна усилили за счет банки (скамеек) от одного борта до другого. Для обороны от града стрел был сделан фальшборт. Площадки для лучников находились не только в передней части, но и в кормовой. На ахтерштевне — рулевое весло. Военное судно египтян имело длину до 35 метров.

Очень необычные были галеры Эгейского моря в восьмом веке до нашей эры. Они напоминали своей формой мифических неведомых чудовищ. Историки считают, что созданы в таком виде они были явно для устрашения врагов. Узкое длинное судно с сильно выступающим орудием-тараном и двумя веслами на кормовой площадке, с грозными оленьими рогами в носовой части… Галера такого типа смотрелась действительно устрашающе. Длина ее была около 30 метров.

Ливанский кедр — отличная штука для изготовления прочных морских кораблей. Финикийцам повезло с лесным богатством. Правда, распоряжались они этими дарами природы так же, как и в современном мире, — после нас хоть потоп… Леса вырубали полностью, оставляя за собой степи да пустыни. Ну, это к слову.

Торговые суда Финикии 1500 года до нашей эры смотрелись впечатляюще. Большие, мощные, вместительные. Два кормовых весла, по бортам решетчатые крепления для защиты груза, паруса прямоугольной формы — на двух изогнутых реях. В передней части галеры укреплена емкость (амфора) для питьевой воды.

Следующий этап в эволюции флота — бирема. Бирема — боевое судно, габариты — 30 м длина и 5 м ширина. Закрепленные весла опирались на брусья в верхнем ряду. В нижнем весла проходили сквозь отверстия в бортах. Гребцы наверху помещались на палубном бимсе, внизу место было на скамьях (банках).

Основное орудие биремы — подводный таран. Парус на мачте — прямоугольный. Эффективность бирем в сравнении с карфагенскими пентерами оказалась ниже, поэтому в дальнейшем кораблестроители постарались внести более эффективные решения в строительство галер.

Финикийская бирема отличалась только тем, что корабли были двухэтажные, верхний — для воинов и лоцмана. Длина боевой финикийской биремы не превышала 30 м. Паруса были съемными, применялись лишь при попутном ветре. Таран, окованный бронзой, служил главным оружием этого корабля.

Историкам удалось найти изображение римской галеры — актуарии. Высокобортное судно, на корме которого находился акростоль (раковина), и трезубец (таран). Также на корме были закреплены 2 мощных рулевых весла. Парус натягивался при ветре, крепился к съемной мачте.

Греческая боевая галера — триера, имела 3 ряда весел по каждому борту. Это, пожалуй, известнейшее судно среди галер того времени. В Риме она называлась трирема. Длина корпуса доходила до 40 м, ширина — 4,5 м. Паруса с двумя мачтами перед боевыми действиями убирались.

Скорость под парусами равнялась 5 узлам (в некоторых источниках упомянуто 9 узлов). Управление осуществлялось двумя рулевыми веслами. Таранных орудий было тоже два — надводный, а также под водой. У триер имелась и верхняя палуба с трюмом внизу.

На этом путь эволюции кораблей не заканчивается: в конце эпохи средневековья произошло возрождение галер. Но это уже другая история.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:52 28.10.2017 Luxable.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Стоит прочесть

«Охотники за привидениями 2» (1989). А не ли изгна

Слоган второй части знаменитой ленты Айвена Райтмена «Охотники за привидениями» гласит: ...

Как приготовить творожную пасху?

Недаром это традиционное блюдо носит название самого светлого из православных праздников. Конечно, в...

Запчасти для грузовых авто Scania, Daf, Man: подве

В России парк грузовых машин составляет больше 200 тыс. единиц техники. Ежедневно множество водителе...

Как правильно выбирать детские автокресла?

Как правильно выбирать детские автокресла? В первую очередь следует определить, какая группа детских...

Причины слабости в ногах

Боль и слабость в конечностях – это, пожалуй, самые знакомые ощущения для тех, кто миновал 35-ти лет...

Как правильно разговаривать с ребёнком?

Когда я писала статью об общении детей с родителями, то очень хотела, чтобы родители поняли самое гл...

Каким мы хотим видеть своего ребёнка?

На жизненном пути редко можно встретить человека, безукоризненного во всех отношениях. Люди очень ра...

Вкусные рецепты: Роллы по-татарски, Галки рыбные,

Роллы по-татарски1. Баклажан и морковь помыть и очистить от кожуры. 2. Нарезать длинными полосками и...

Кое-что о коже

Аптекарь - постоянному покупателю: - Ну как, улучшается кожа Вашей жены от лечебной грязи, что Вы...

Вкусные рецепты: салат "загадочная маска"

салат "загадочная маска"Отварила грудку, мелко порезала. Яблочко и сыр натерла на средней терке. мор...



О информационном портале:

Наш сайт разработан для граждан, желающих ежедневно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш веб-сайт комфортным для просмотра.

Содержательная и познавательная информация, которая собрана на нашем портале дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить большое количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.