Каким был античный морской флот? От лодки до галеры

Морской флот прошел длинный путь от выдолбленной лодки древнего египтянина до современных крейсеров. С появлением новой цивилизации появлялись новые орудия, новые средства передвижения. Не обошел прогресс и кораблестроение.

Первые суда, перевозившие груз в Египте, в четвертом веке до н.э. управлялись веслами и парусом, который крепился к съемной мачте. Весел было шесть. Корпус обшивался пластинами, сделанными из акации. Для большей надежности и прочности протягивались канаты. Длина корабля — 25 метров, ширина — в пределах 5. Это простейшие суда, но, в отличие от лодок, они уже имели палубу. В основном их использовали для речного судоходства. Для дальних плаваний они были слишком ненадежны.

Следующим этапом в эволюции кораблестроения стали торговые суда древних египтян. С расширением торговых связей требовались более надежные конструкции, которые выдерживали бы морскую стихию и вес перевозимых товаров. Древние корабельные мастера дополнили судно, носовую и кормовую части брусьями.

Весла находились в уключинах и были закреплены, увеличился их размер. Корпус стягивался канатом, но уже имелись специальные опоры для крепежа. Добавились места для груза на корме и в носовой части.

Первые боевые корабли египтян были восстановлены историком из Швеции, изучающим историю кораблестроения В. Лундстремом. Военные суда 1200 года до нашей эры в сравнении с грузовыми были мощнее и надежнее. Удлиненный корпус с крепким килевым брусом дал возможность обойтись без стяжки канатом. Килевый брус заканчивался тараном из металла в форме зверя.

Надежность и прочность судна усилили за счет банки (скамеек) от одного борта до другого. Для обороны от града стрел был сделан фальшборт. Площадки для лучников находились не только в передней части, но и в кормовой. На ахтерштевне — рулевое весло. Военное судно египтян имело длину до 35 метров.

Очень необычные были галеры Эгейского моря в восьмом веке до нашей эры. Они напоминали своей формой мифических неведомых чудовищ. Историки считают, что созданы в таком виде они были явно для устрашения врагов. Узкое длинное судно с сильно выступающим орудием-тараном и двумя веслами на кормовой площадке, с грозными оленьими рогами в носовой части… Галера такого типа смотрелась действительно устрашающе. Длина ее была около 30 метров.

Ливанский кедр — отличная штука для изготовления прочных морских кораблей. Финикийцам повезло с лесным богатством. Правда, распоряжались они этими дарами природы так же, как и в современном мире, — после нас хоть потоп… Леса вырубали полностью, оставляя за собой степи да пустыни. Ну, это к слову.

Торговые суда Финикии 1500 года до нашей эры смотрелись впечатляюще. Большие, мощные, вместительные. Два кормовых весла, по бортам решетчатые крепления для защиты груза, паруса прямоугольной формы — на двух изогнутых реях. В передней части галеры укреплена емкость (амфора) для питьевой воды.

Следующий этап в эволюции флота — бирема. Бирема — боевое судно, габариты — 30 м длина и 5 м ширина. Закрепленные весла опирались на брусья в верхнем ряду. В нижнем весла проходили сквозь отверстия в бортах. Гребцы наверху помещались на палубном бимсе, внизу место было на скамьях (банках).

Основное орудие биремы — подводный таран. Парус на мачте — прямоугольный. Эффективность бирем в сравнении с карфагенскими пентерами оказалась ниже, поэтому в дальнейшем кораблестроители постарались внести более эффективные решения в строительство галер.

Финикийская бирема отличалась только тем, что корабли были двухэтажные, верхний — для воинов и лоцмана. Длина боевой финикийской биремы не превышала 30 м. Паруса были съемными, применялись лишь при попутном ветре. Таран, окованный бронзой, служил главным оружием этого корабля.

Историкам удалось найти изображение римской галеры — актуарии. Высокобортное судно, на корме которого находился акростоль (раковина), и трезубец (таран). Также на корме были закреплены 2 мощных рулевых весла. Парус натягивался при ветре, крепился к съемной мачте.

Греческая боевая галера — триера, имела 3 ряда весел по каждому борту. Это, пожалуй, известнейшее судно среди галер того времени. В Риме она называлась трирема. Длина корпуса доходила до 40 м, ширина — 4,5 м. Паруса с двумя мачтами перед боевыми действиями убирались.

Скорость под парусами равнялась 5 узлам (в некоторых источниках упомянуто 9 узлов). Управление осуществлялось двумя рулевыми веслами. Таранных орудий было тоже два — надводный, а также под водой. У триер имелась и верхняя палуба с трюмом внизу.

На этом путь эволюции кораблей не заканчивается: в конце эпохи средневековья произошло возрождение галер. Но это уже другая история.


00:52 28.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Самое интересное

Антуриум

  Цветет антуриум долго, иногда цветение может длиться до трех месяцев. Чаще всего цветы радуют...

Проблемы, возникающие при неправильном хранении ях

Яхта или катер, как и любая техника, требует ухода и внимания. На практике, дефекты встречаются как ...

Туркменистан реализует крупный энергетический прое

25 февраля в ходе заседания Кабинета Министров Туркменистана Президент Гурбангулы Бердымухамедо...

Всё для бизнеса на ЗаймыOnline.Ru

Недавний пик финансового кризиса оказал отрицательное воздействие на многие сферы жизни, но что само...

Быть или не быть концу света?

Приближается 2012 год. Судя по прогнозам, очередной конец света. Так состоится ли он наконец? ...

Как получить свою порцию позитива?

Последнее время вы сами себя не узнаёте: оптимизм сменился затяжным пессимизмом, из рук всё валится ...

Время ремонта

Как известно в России зима приходит неожиданно и всегда застает наc врасплох. То о чем мы жалели всю...

Отдых на Чёрном море. Давайте поедем в Григолети?

Два или три месяца пролетят незаметно, наступит жаркое лето и пора отпусков. Встанет вечный вопрос&n...

Какова история песен «Only You» и «The Great Prete

В 1950-х годах среди чернокожих певцов большую популярность приобретает стиль, который позже назовут...

Капремонт: особенности и принципы осуществления ре

Причин провести капитальный ремонт может быть очень много, и у всех они отличаются. Если вы въехали ...



О информационном портале:

Наш сайт разработан для граждан, желающих ежедневно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш веб-сайт комфортным для просмотра.

Содержательная и познавательная информация, которая собрана на нашем портале дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить большое количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.