Кто основал Армавир и кем были черкесогаи?
Политику Екатерины II по созданию армянских колоний на юге России продолжили и ее потомки. В апреле 1799 г. император Павел I подписал Указ «Об отводе земли переселившимся из Дербента армянам и предоставлении привилегий армянам Северного Кавказа».
В этом документе впервые упоминается название будущего города Святого Креста на реке Куме. Однако заселение проходило крайне медленно и город долгое время представлял собой небольшой посёлок. Толчок к развитию города дали основание в 1883 православного монастыря и значительный приток русских и украинских колонистов. В 1910 году получил статус уездного города. В советские годы город пережил ряд переименований. В 1973 году он получил нынешнее название — Будённовск.
…В 1839 году в районе крепости Прочный Окоп возникает еще одна армянская колония, которой суждено было превратиться в город Армавир, один из крупнейших городов Краснодарского края.
История возникновения города Армавира не относилась к спорным вопросам. Всегда считалось, что возникновение города начиналось с переселения в 30-х годах XIX века горских (черкесских) армян в русские пограничные районы. В частности, в книге «Армавир» (Гончарова и др., Краснодарское книжное издательство, 1983 г.,) отмечалось: «С крепости Прочный Окоп начинается собственная история Армавира. Под защитой ее орудий в 1837 году на левом берегу Кубани… возникло первое поселение горских армян. В 1839 году они обосновались в устье реки Урупа. В первое время поселение это называлось Армянским аулом… но в 1848 году… новое поселение получило название — Армавир».
В этой книге отмечалось, что массовый переход черкесогаев к российским пределам возглавил командующий Кубанской линией генерал-майор Г. Х. Засс, сыгравший главную роль в основании Армавира. Выводы авторов книги не противоречили исторической правде. В изданной в Екатеринодаре в 1916 году книге видного кубанского историка Ф. А. Щербины «История Армавира и черкесо-гаев» отмечалось:
«Вышеприведенные документы позволяют сделать главный вывод: Армавир основан 21 апреля 1839 г. российскими властями в лице начальника Кубанской линии генерал-майора Г. Х. Засса, главного пристава закубанских народов майора Венеровского и пристава закубанских армян хорунжего Атарщикова 2-го, а первопоселенцами аула были горские армяне. Аул превратился в один из важных форпостов российского влияния на Северо-Западном Кавказе, его жители черкесо-гаи стали верными и стойкими подданными своего нового Отечества — России, приняв активное участие в защите южных границ империи. С первого же дня существования Армавир является неотъемлемой частью великой России, и его история навеки связана с судьбами всего государства».
Однако в начале 90-х годов прошлого века среди определенной части кубанских краеведов началась кампания корректировки истории возникновения Армавира. Приоритет в искажении армянской страницы кубанской истории принадлежит, на мой взгляд, редакции газеты «Кубанские новости»: «Более полутора веков насчитывает история Армавира, — утверждает неизвестный автор в редакционной статье газеты. — От укрепления Прочный Окоп, казачьей станицы Прочноокопской и переселения сюда иногородних, не пожелавших или не сумевших разделить все тяготы казачьей службы, начиналось становление и последующее развитие города»…
Масса нелепостей в одной фразе! Из истории исчезли и черкесские армяне, и их переселение, исчез и начальник Кубанской линии генерал-майор барон Г. Ф. фон Засс, который организовал переселение черкесских армян, но появились какие-то таинственные иногородние, не пожелавшие или не сумевшие разделить все тяготы казачьей службы.
Точку зрения историков из редакции «Кубанских новостей» можно было бы считать досадным недоразумением, если бы эта точка зрения не нашла бы поддержку в период празднования 155-летия города Армавира. Армянские корни возникновения Армавира были преданы забвению, утверждалось, что Армавир возник из черкесско-казачьего поселения. Более того, отдельные знатоки русского языка стали доказывать, черкесогаи были ни черкесскими армянами, а черкесами, которые жили на опушках лесов, т. е. слово «гай» (hay) надо понимать не в смысле «армянин», а в смысле «лесок».
Бесспорно, что любая гипотеза имеет право на жизнь. Имеет право на жизнь и гипотеза черкесско-казачьего происхождения Армавира. Однако гипотеза имеет право на жизнь только в том случае, если способна ответить на ряд возникающих вопросов. Я был бы признателен авторам черкесско-казачьей гипотезы возникновения Армавира, если бы господа-эрудиты ответили мне на ряд вопросов:
Почему черкесско-казачье поселение получило название Армавир? Почему название поселения совпало с названием одной из столиц Древней Армении?
Почему первым культовым сооружением в этом поселении оказалась Армянская Церковь? Церковь, между прочим, была построена с разрешения царского правительства и при его финансовой поддержке.
Какое объяснение можно дать факту существования исторического документа «Указа военного министра командиру Кавказского корпуса от 10 июля 1844 г. О дозволении в армянском ауле против учреждения Прочноокопского открыть приходское училище»? Кто же прав: военный министр, который признавал существование армянского аула в районе крепости Прочный Окоп, или те краеведы, которые игнорировали существование армянского аула в районе крепости Прочный Окоп?
Один из мыслителей античного мира Плутарх обращал в свое время внимание на то, что история часто идет против истины — зависть одних и недоброжелательность других искажает ее. Не знаю, что руководило краеведами, корректирующими кубанскую историю и желающими вычеркнуть армянскую страничку из кубанской летописи — зависть или недоброжелательство. Знаю лишь одно — проявляя неуважение к армянской странице кубанской истории, эти господа проявляют неуважение к истории Кубани в целом. Любое замалчивание исторических фактов превращает правду в полуправду, а полуправда, как известно, — родная сестра лжи.
Приходится делать грустный вывод: история еще не стала добытчицей правды, а продолжает оставаться политикой, обращенной в прошлое…
Искажение истории основания Армавира можно понять. Некоторым «коренным» жителям Кубани явно не хочется признавать, что армяне проживали на Кубани задолго до того, как здесь появились их предки.
Уверенные в своем могуществе Екатерина II и другие российские императоры не боялись «арменизации» России. В настоящее же время армянофобы различных мастей пугают россиян «арменизацией» юга России, мол, окрепшая армянская диаспора потребует автономию. Эти господа явно повторяются. Еще в конце 19 века суворинская газета «Новое время» публиковала материалы о планах армянских националистов по созданию Великой Армении вплоть до Ростова-на-Дону…