Как группа SUPERTRAMP создала «Логичную песню» и хит про завтрак в Америке? Ко дню рождения Роджера Ходжсона

В своё время пластинка группы SUPERTRAMP «Breakfast in America» наделала немало шума, став одним из самых продаваемых альбомов 1979 года. Менеджер коллектива Дэйв Марджерсон даже говорил, что успех этого альбома спас финансовое положение лейбла «A&M».

При этом у нас творчество SUPERTRAMP никогда особой популярностью не пользовалось. Не являюсь его фанатом и я. Поэтому наш разговор пойдёт всего о двух песнях группы, одна из которых — «The Logical Song» — действительно является маленьким шедевром, и вы, скорее всего, её слышали.

Карьера SUPERTRAMP развивалась довольно причудливым образом. Эта британская группа была образована ещё в 1969 году двумя незаурядными композиторами — Риком Дэвисом и Роджером Ходжсоном. Казалось, что успех был предречён SUPERTRAMP с самого начала. Во-первых, группу начал спонсировать голландский миллионер Стенли Майселис. Во-вторых, как раз начиналась эра арт-рока, а SUPERTRAMP подвизались именно на этой благодатной ниве.

Тем не менее, везение оказалось обманчивым. Первые два альбома пролетели, как фанера над Парижем, миллионер интерес к коллективу потерял и оставил музыкантов вместе с большими долгами за студию. По иронии судьбы тут-то всё и началось… Дэвис и Ходжсон руки не опустили, переформатировали состав группы и записали в 1974 году альбом «Crime Of The Century». Пластинка неожиданно обрела долгожданный успех, а сингл «Dreamer» попал в Британский ТОП-10.

Успех был не в последнюю очередь связан с тем, что музыканты приблизили развесистые арт-опусы к поп-стандарту, хотя сказать, что они изменили своему стилю, тоже нельзя.

Дэйв Марджерсон: «Университетская аудитория находила в их песнях скрытый смысл, но домохозяйкам и отцам семейств они тоже нравились, потому что эти песни были очень мелодичными».

Стабильная популярность резко пошла вверх после выхода уже упомянутого альбома «Breakfast in America». Записывали и сводили его долго — почти год. До тех пор, пока лейбл строго-настрого не приказал сдать альбом к 22 февраля 1979 года. Собственно, в ночь перед этим сроком сведение и закончили.

По воспоминаниям звукорежиссёра, запись альбома происходила без особых ссор, но Ходжсон вспоминал, что Дэвис не очень был доволен его материалом. Дело в том, что, хотя на пластинке все песни подписывались «Дэвис-Ходжсон», творили композиторы отдельно. У них был разный подход к созданию песен. И даже голоса были разные: у Ходжсона — высокий и пронзительный, а у Дэвиса — хрипловатый и низкий.

Одним из камней раздора стала собственно композиция «Breakfast in America» («Завтрак в Америке»). Ходжсон написал её ещё в ранней юности, и текст представлял собой ироничный взгляд на мечты молодого британца об Америке.

Пер. Tanya Grimm: Взгляните на мою подружку, Она все, что у меня есть. Она так себе подружка, Но мне, похоже, никогда не светит лучшего.

Сяду в огромный аэробус и слетаю за моря, Я так хочу увидеть Америку, Увидеть девчонок из Калифорнии…

Можно нам копченых селедок на завтрак? Мама дорогая, мама дорогая. Они, должно быть, едят их у себя в Техасе, Потому что каждый там миллионер.

Р. Ходжсон: «Что касается творчества, моя поздняя юность была невероятно плодотворным периодом. Я купил фисгармонию и сочинил много базовых тем, которые пригодились много лет спустя… …Я помню, БИТЛЗ только что уехали в Америку, и я был впечатлён всем этим. Видя всех этих California Girls, я думал: я тоже хочу быть в этом месте (кстати, музыкант свою мечту реализовал — он до сих пор живёт в Калифорнии — С.К.)».

Альбом на этот раз пытались сделать менее концептуальным и навороченным, поэтому старенькая песенка Ходжсона вполне в него вписывалась. Тем не менее, Дэвису не нравилась её легкомысленность, и он несколько раз просил коллегу переписать текст. Тот искренне старался, но новая лирика плохо приживалась, и он оставил всё как есть.

Ещё больше раздражало Дэвиса, что «Breakfast in America» должна была дать название всему альбому (он хотел что-то более солидное и активно продвигал название своей композиции «Goodbye Stranger» — «Прощай, незнакомец»). В итоге руководство всё-таки решило, что «Завтрак в Америке» звучит более смешно и привлекательно. К тому же, это название давало большой простор фантазии при оформлении обложки. Обложка действительно вышла замечательной. На ней был представлен как бы вид на Нью-Йорк из окна самолёта. При этом город напоминал сюрреалистичную композицию, где роль статуи Свободы играла зрелая официантка, держащая вместо факела стакан апельсинового сока, а здания предстали в образах коробок, кружек, пепельниц и бутылок.

Самым большим хитом альбома (да и группы вообще) стала ещё одна композиция Ходжсона под названием «The Logical Song» («Логичная песня»), которую Британская академия композиторов назвала лучшей песней года, как музыкальном, так и поэтическом плане.

Надо сказать, что в песнях Ходжсона слова действительно были прочно связаны с музыкой, как фонетически, так и ритмически. Музыкант говорил, что обычно сочиняет так: наигрывает рифф на рояле и напевает всякую тарабарщину, пока не почувствует, что какое-то слово или фраза идеально ложатся на музыку. Так произошло и с его хитом — сначала выскочило слово «Logical», оно показалось интересным и определило тему композиции. В результате, текст будто хлестал тебя по ушам своими акцентированными рифмами: «wonderful — miracle — beautiful — magical», «radical — liberal — fanatical — criminal».

Сам же текст был резкой критикой системы образования. Ходжсон затрагивал эту тему и раньше — а именно в замечательной песне 1974 года «School» («Школа»). Однако там всё сводилось к протесту против школьных рамок и давления на личность. Текст «The Logical Song» был намного глубже. В нём пелось о том, что школа учит человека, как быть «презентабельным овощем», но ничего не даёт его сердцу. А холодная рассудочность и расчётливость убивает всё живое и творческое. Кроме того, Ходжсон намекал, что тема песни как бы и некая полемика с Дэвисом — точнее, с его излишне рассудочным подходом к творчеству.

Пер. Александры: Когда я был молод, жизнь казалась такой удивительной Чудесной, такой прекрасной, волшебной. И все пташки на деревьях пели так счастливо, Весело, задорно наблюдая за мной. Но затем они отослали меня, чтоб научить уму-разуму, Логичности, ответственности, практичности. И они показали мне мир, где я мог быть таким надежным, Клиническим, рациональным, циничным.

Р. Ходжсон: «Они учат нас внешней стороне жизни, но мы не знаем, что делать с тем, что внутри. …Помню, как после окончания школы я был в недоумении, и эта песня родилась из моего замешательства, которое сводилось к одному вопросу: пожалуйста, скажите мне, КТО Я? …Мне говорили, что в школах моя песня — одна из самых цитируемых».

Как и «Breakfast in America», «The Logical Song» Ходжсон извлёк из своих старых «запасов». Песню доработали, украсили звуком кастаньет и саксофонным соло, и выпустили в народ. Сингл стал № 6 в США, и № 7 в Британии. Успех снискали и другие песни альбома — «Breakfast in America» (№ 16 США, № 9 Британия) и «Goodbye Stranger» (№ 15 США). Что до самого альбома, то он разлетелся по миру тиражом более 20 млн. копий, а в 1980 г. отхватил два «Грэмми» за лучшую обложку и лучшую звукорежиссуру (последнюю получил Питер Хендерсон). Однако запас прочности к этому моменту почти иссяк. SUPERTRAMP выпускают в 1982 г. ещё один студийный альбом, после чего Ходжсон покидает группу. Ну, а дальнейшая история коллектива уже не столь интересна.

В 2002 году очень успешный кавер на «The Logical Song» сделает группа SCOOTER. Звучать он, конечно, будет по-идиотски, но что ещё ожидать от этих дискотечных крикунов?

P. S. Прослушать песни можно в 1-м комментарии к этой статье.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: