Елена Пуль и Евгений Каплин: "Чего хочет украинский ребенок?"

Считается, что, изучив танец человека, можно проникнуть в его душу. Буквально в каждое движение вы можете вложить всю полноту чувства, которое испытываете, будь то уважение, восхищение, недовольство, страдание, нежность или любовь. Поэтому, когда традиционные методы помощи иссякают, обращаемся к танцу.

«Подари ребенку свет» — социальный про­ект, автором которого является председатель молодежной организации «Пролиска», Посол Мира в Украине Евгений Каплин. Этот проект в 2008 году Секретариатом Президента был на­зван «лучшей социальной практикой». «Подари ребенку свет» — это не очередная грантовая программа, написанная «под власть». Скорее, совсем наоборот. Автор говорит, что благо­дарен государству, когда оно не препятствует его идеям, про помощь речи не идет. За 3 года существования проект охватил 5 заведений по работе с социально незащищенными детьми в Харьковской области. Он включает в себя си­стематичные и несистематичные занятия твор­ческих руководителей с детьми в направлениях хореографии, театрального и изобразительно­го искусства. Из последних «плодов» проекта «Подари ребенку свет» — благотворительные встречи и мастер-классы с детьми из харьков­ских детдомов, интернатов и приютов участ­ников «Танцюють всі». «Dance&Sport» решил отойти от привычного понимания важности танца. В этом нас поддержали Елена Пуль, фи­налистка телепроектов «Танцуют все-3» и "Танцы со звездами", одна из лучших танцовщиц Украины, и Евгений Каплин, координатор проекта «Подари ребенку свет».

— Помогать кому-то: это радостно, ин­тересно, выгодно и душещипательно. Как это для вас?

Елена: Когда помогаешь детям, вообще лю­дям, тем, кто в твоей помощи нуждается, само­му на душе становится легче. Можно просто пить, кушать, валяться на диванчике, покупать дорогие «шмотки», телефоны... А можно помо­гать и понимать, что способен на что-то боль­шее. Когда ты кому-то нужен, абсолютно дру­гие вещи становятся жизненно-необходимыми. В моём случае: как успеть до отъезда в Киев по­сетить еще один детдом, чтобы еще раз пода­рить радость, внимание, какую-нибудь игрушку или «вкусность» детям. Благодаря этому легче идти по жизни.

Евгений: Есть потребительская позиция, когда общество пользуется, а есть позиция, когда оно созидает. Это во всех сферах взаи­моотношений. Приведу пример. Парень может приехать в клуб, «снять» девушку и «попользо­ваться» ею, а может любить какую-то девушку, и именно любовь созидает! Общество может пользоваться всем миром, но у такого мира нет будущего, если в нем никто не будет создавать.

Касательно наград за мою общественную деятельность — дома стен уже не хватает, чтобы их вешать (смеется), скоро потолки начну обклеивать,… а если серьезно - для меня это лишь приложение, а есть мотивация и она на­ходится глубоко в душе.



— Много желающих посетить детдома и помочь детям из них? Как к проблемам этих детей относится общество?

Елена: К ним приезжают, но для таких детей главное не начать танцевать, а просто хотеть чего-то в жизни. Статус «социально незащи­щенных» не значит, что такие дети ничего не смогут, ни чего не добьются. Я даю им элемен­ты хореографии, и порой усваивать их у детей из детдомов получается лучше, чем у детей из полноценных семей. Дети понимают, что если стараться, все получится.

Евгений: Желающие есть, но в целом социум очень пассивен. Практически каждому кажется, что если его непосредственно эта проблема не касается, то никогда и не коснется, соответ­ственно заниматься ее решением не нужно.

Общество живет с большими стереотипами ка­сательно «детей улицы». Ему кажется, что эти дети из другого мира, что все они неблагопо­лучные и так далее. Но это стереотип! Это «по­битые жизнью» и судьбою дети, которых бро­сили родители, предало государство, а улица отобрала у них последние мечты о счастливой жизни и воспитала жесткость. Далеко не все общество понимает проблемы этих детей. И об­ществу их никогда не понять, во всяком случае, до тех пор, пока оно не захочет вникать в них. Два с половиной года назад я начал работу над документальной книгой о «детях улицы», она называется «История без имен» и повествует о мире, котором не знает большинство людей, мире в котором свои законы. Я планирую её закончить к 2012 году, и уверен, что после ее прочтения многие поймут, что своею пассивной позицией, они пишут плохую историю, историю в которой не будет имен.

— Легко ли находить общий язык с детьми из детских домов?

Елена: На самом деле, когда приходишь к таким деткам важно не столько научить их тан­цевать, сколько пообщаться и передать опыт чисто человеческий. Они видят тетю, которая была в телевизоре, а теперь приехала к ним. И у нее такие же руки, ноги, как и у обычного человека. В каждом детдоме я говорю детям, что в жизни нет ничего невозможного: главное иметь цель и ежедневно стремиться достичь ее. Так что ни капельки несложно. В первые мину­ты общения не все дети понимают, зачем к ним приехали и что хотят показать. Но постепенно, когда мы начинаем общаться, танцевать, они заинтересовываются. В одном из приютов мы садились в кружочек, и каждый ребенок вы­ходил и демонстрировал движения, которые знает. Оказалось, что дети из приюта умеют исполнять фляки, акробатические элементы, сальто, много уличных стилей танцев. Очень неплохо танцуют. На таких встречах сильно привязываешься к детям. А когда во второй раз приезжаешь, все родные уже, и так тебе рады. Ради этого момента как раз и стоит жить!

Евгений: Детдома, приюты — это, как пра­вило, заведения закрытого типа. И большая масса их воспитанников — дети без искры в глазах, без цели в жизни, они не видят к чему стремиться и не понимают, зачем это делать, ведь все равно в итоге будешь на улице. С на­ступлением совершеннолетия жизнь в детдоме заканчивается, а государством жилье не пре­доставляется, на работу тебя никто не примет, единственный вариант — это улица. Наша же главная цель — преодолеть пассивность детей чем-то заниматься, разрушить убеждение в том, что они не нужны обществу, зажечь ту самую искру, доказать на собственном примере, что успешным человеком, и даже звездой телешоу может стать любой, главное — стремление.



— Насколько я понимаю, вы оба сами создали себя, свой стиль жизни, свое дело. Это так?

Елена: Создать себя самому — это, конеч­но, громко сказано. По жизни все равно есть учителя, которые могут учить не чему-то кон­кретному, а просто учить, как идти по жизни. Есть тренер, классный руководитель, родители, направляющие где-то; где-то сдерживающие, чтобы дитё пошло в нужное русло; где-то под­совывающие нужную литературу…

Евгений: А у меня на этот счет диаметрально противоположная точка зрения. Хорошо, когда есть способствующее росту окружение. Но я глубоко убежден, что лидер воспитывает себя сам. Это человек со стержнем внутри, который идет к своей цели, своей мечте сам. У меня есть знакомая, которая уже четвертное высшее образование получает. Причина в том, что её мечту родители когда-то сломали. А рано или поздно идея Fix все равно возьмет свое у во­левых людей. Окружение, насколько у него бы не были благие намерения, не всегда до конца знает, что тебе нужно. И родители тоже могут ошибаться.

Елена: (возражая) Почему мое мнение-то противоположное? Это тоже правда. Мне папа часто повторял: «Зачем тебе эти танцы?!» Вот и прозанималась несколько месяцев другими видами спорта. Но так и не смогла без танцев, и снова пошла танцевать. Родители говорили, что нужно получить нормальное образование. Пошла на инженера в ХИСИ, а теперь получаю образование, связанное со спортом.

— Вы помогаете детям, пытаетесь хоть частично воплотить их детские мечты. А ваши собственные детские мечты сбылись?

Елена: Благодаря моей первой учительнице, теперь точно знаю, что сбылась. Еще в далеком детстве мы писали сочинения на тему «Кем я хочу быть?». Так вот моя учительница сохра­нила их, а уже на выпускном вечере залами­нировала и вручила нам. Там я прочла: «Хочу стать танцоркой или ветеринаркой». Я просто хотела танцевать, хотя никогда не мечтала о каких-то победах. Задача была совершен­ствовать себя, каждый день танцевать лучше, заставлять себя делать больше, лучше. Спаси­бо за это моему тренеру. Именно он поставил задачу-психологичную установку — не победа главное, главное — ты сам. Ты победил, и что дальше? Ты должен быть человеком, в первую очередь, и человеком-танцором, постоянно совершенствующим себя. Это была его фило­софия. Дети в клубе «Альянс» не зациклены на первом месте, а спокойно развиваются и фор­мируют свою базу. Так на протяжении 14 лет там «росла» и я.

Евгений: Сбывается потихонечку. Никогда не было мечты о каких-то материальных ценно­стях. Всегда жертвовал финансовой стороной и работал над качеством, что бы это ни было, и считаю, что делал правильно. Люди моего возраста росли в постперестроичный период и думали чаще всего о материальных ценностях. А я, еще маленьким мальчиком, интересовался, почему бабушка в метро просит милостыню, по­чему такие же дети, как и я, живут не дома, а в канализации; почему мои родители — люди с высшими образованиями — работают 24 часа в сутки не по своей специальности, чтобы толь­ко прокормить семью. Меня всегда до глубины души затрагивали проблема социального не­равенства, а сегодня я с помощью обществен­ной деятельности в меру своих возможностей помогаю обществу.

— А какое у Вас любимое танцевальное направление?

Елена: Бальные танцы — это мое родное направление. Наверное, самое дорогое, что мне дал проект «Танцуют все» — это толчок, с помощью которого я переступила через свои страхи, шагнула в неизвестность, очутилась в новом мире, где существуют не только бальные танцы. С нами работали одни из лучших в мире хореографов, и для меня открылся целый мир, в котором множество новых стилей и направле­ний танца.

Евгений: Единственное направление, кото­рым я занимался — это также бальные танцы. Занимался недолго и давно. Сейчас, правда, забыл уже многое. Но, как партнерше на ноги не наступать, помню и сегодня (смеется). Кста­ти, недавно побывал в качестве болельщика на «Танцуют все-3!» и, теперь, планирую взять частные уроки танцев, а первые навыки покажу на нашем фестивале - Международном фестивале танца «ART-Bomb». Танцы — это так зараз­ительно. Начну с мастер-классов Лены — стану в детдоме за детьми и буду повторять.

Как зритель - я очень люблю contemporary, джаз и театрализованные постановки в современных стилях танца.



— По окончанию Рождественских встреч в детских домах с участниками «Танцуют все» на ваш проект многие обратили вни­мание. Дальше интереса, интервью дела идут, т.е. предлагают ли какую-то конкрет­ную помощь?

Елена: Да, среди моей группы поддержки, как и среди танцоров Харькова уже образо­вались инициативные группы, которые про­должат заниматься с детьми в детских домах хореографией на постоянной основе в рамках проекта «Подари ребенку свет». Я сейчас еду в Киев для участия в телешоу «Танцы со звезда­ми», а по его окончанию обязательно вернусь в Харьков и продолжу участвовать в социальных проектах в детских домах.

Евгений: Да, интерес возрос. Другие участ­ники телепроектов, украинские звезды пред­лагают свою помощь в проекте, и мы их обя­зательно задействуем, чтобы подарить новые улыбки детям. Ведь этот вопрос очень актуален в современном обществе - в детских домах со­кратили должности творческих руководителей. Ранее нам удалось, благодаря обучению танцам и последующему показательному выступлению детей, способствовать удочерению двух дево­чек из приюта, при чем одна из них была с ВИЧ-положительным статусом. У проекта «Подари ребенку свет» есть качественные показатели и значит, что наш труд не напрасен.

— Вы очень популярны, каждый — в своей сфере деятельности. А на улице часто узнают?

Елена: Меня вообще не узнают.

Евгений: (возражая): Я расскажу Вам одну небольшую историю. Шли мы вот к вам на ин­тервью с Леной по Сумской, 30 человек шло на­встречу, 25 человек обернулось на нее. Так что она скромничает!

Елена: На самом деле телеэкран преобража­ет. Когда прихожу куда-нибудь на мероприя­тие, часто слышу: «Какая маленькая, а это ты?» ТВ-проект накладывает на тебя образ.

Евгений: Касательно себя скажу, что когда я слышу на улице повторяющуюся всеми знако­мыми и друзьями фразу «Жека, я тебя по теле­визору видел!», — это конечно ко многому обязывает. Но когда слышу продолжение: «Я послушал тебя и решил отнести вещи в дет­дом» — становится тепло и приятно. По срав­нению с Леной, меня узнают гораздо меньше. Я — технолог, а не звезда, просто делаю то, что должен, и от узнаваемости на улице успех моего дела не зависит.



— Исходя из вашего опыта, что бы мог­ли посоветовать деткам, которые сомнева­ются в чем-то, боятся не справиться или не оправдать ожиданий?..

Елена: Вот есть дело, которое любишь. Рисо­вать, танцевать, вышивать, писать стихи, читать, делать поделки, готовить… Этому нужно отда­ваться целиком и полностью. Когда я не знаю, что делать, просто прихожу в зал, надеваю туф­ли и «пашу». Это мой личный выход борьбы со страхами, неурядицами, сомнениями. Постоян­но, шаг за шагом, миллиметр за миллиметром делать свое любимое дело и в нем достигать глубины. Больше придумывать новое, пытаться найти себя и свой стиль, создавать свою лич­ность как творца. Ищите себя и делайте свое дело со всей душой.

Евгений: Обязательно нужно реализоваться. Мне рассказывали и до сих пор рассказывают, в какую сферу нужно идти работать, запрещали заниматься общественной деятельностью, гово­рили, что там нет там стабильности и заработка. Большую часть жизни меня не поддерживало окружение, убеждало: «благотворительность — это неблагодарное дело»! Но все эти разго­воры не сыграют роли для тех, кто занимается делом искренне, от души. Если в глубине души ты знаешь, что прав — действуй!



P.S. (от автора): Надеюсь, что данная тема, не вызовет резонанса среди читателей-танцоров. Мол, зачем, почему, и, вообще, ка­кое отношение мы имеем к этому. Но, если не танцоры, то кто тогда?! Восточная мудрость гласит: Наслаждайтесь процессом обучения танцу. Именно процесс, а не его конечный результат, есть сердце и совесть танца. Вы же причисляете себя к танцорам.=)




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: