Фильм в подарок: «Санктум»

Название фильма
Санктум
Оригинальное название
Sanctum
Кому можно подарить
любителям живой природы, психологам, спасателям, туристам (спелеологам, альпинистам и т. д.), дайверам.
На какие праздники
День физкультуры и спорта, День спасателя, День туризма, День земли, 23-е февраля.

Есть в мире кино имена, способные обеспечить успех, или, по крайней мере, повышенный интерес, к любому проекту. Это касается не только звёздной плеяды актёров, певцов и прочих знаменитостей, но и режиссёров. (С операторами и сценаристами дело обстоит чуть сложнее, они как-то больше в тени и вспоминают о них тогда, когда требуется поругать диалоги и сюжет и похвалить «картинку»). Тут, конечно же, очень важно правильно подать это самое громкое имя, что в Голливуде научились делать в совершенстве. Вот и сейчас, когда подруга предложила пойти в кино на «Санктум», я особого энтузиазма не проявила. Попытка заманить меня в кинотеатр тем, что там покажут пещеры, тоже провалилась: велик риск, что будет пара-тройка общих планов, причём темноватых и не передающих в полной мере совершено потустороннюю красоту сталактитов и сталагмитов. Тогда в ход пошло последнее средство: это новый фильм Джеймса Кэмерона! Пока я лихорадочно пыталась понять, как это я пропустила информацию о новом проекте одного из любимых режиссёров, подруга купила билеты. Сообщив, что это подарок мне на наконец-то наступивший по китайскому календарю Новый год, она наконец-то попустила меня к компьютеру. Тут-то Интернет и поведал всю правду: Кэмерон на этой картине выступает вовсе не в качестве режиссёра, а исполнительного продюсера! Режиссёром числился некий австралиец Алистер Грирсон, чья фильмография пока состоит всего из пары лент. Но подарок вручен и вот мы уже готовимся погружаться в 3D-мир фильма и внимательно следить за хитросплетениями сюжета.

Вот как раз их-то в фильме и не оказалось, причём совсем. Всё очень предсказуемо, буквально с первых же минут. Судите сами: исследовательская экспедиция, под руководством одержимо спелеолога-дайвера Фрэнка (Ричард Роксбург) изучает систему пещер Иса-ала где-то в тропических краях (кажется, Папуа-Новая Гвинея). Это, как говорят исследователи, праматерь всех пещер, святая святых (что, собственно и является одним из значений слова «санктум»). Они мечтают открыть путь, который проточила в недрах земли дождевая вода, стекающая в воронку пещеры и затем в океан. Для этого команда экстремалов-единомышленников безвылазно сидит в базовом лагере на приличной глубине, причём многие из них давно не поднимались на поверхность. За техническое и материальное обеспечение группы отвечает команда облуживания на поверхности, в которой находится сын Фрэнка Джош (Риз Уэйкфилд), вовсе не разделяющий папочкиного увлечения. Т. е., он болтается с ним по миру, помогает со снаряжением, но «без охоты». Вот и сейчас Джош исполняет роль мальчика на побегушках, встречая и препровождая в пещеру на экскурсию папиного друга Карла (Йоан Гриффит) и его подружку Викторию (Элис Паркинсон). Вся компания спускается к базовому лагерю, становится свидетелем весьма неоднозначной чрезвычайной ситуации, после которой Фрэнк командует сворачивать лагерь и подниматься наверх. И всё бы ничего, но вот только там как раз начался беспрецедентный по силе шторм и пещеру начинает заливать водой. Выбраться удаётся лишь нескольким членам группы, а остальные оказываются запертыми между водой и водой. Можно ждать, пока затопит и бывшее место стоянки, можно пытаться прорываться к воздушным пузырям, следуя по пути дождевой воды и надеясь, что она приведёт к выходу.

Конечно же, догадливый зритель сразу понимает, что выберутся далеко не все. А что делать – законы жанра. Тут весь комплект: и сложные отношения папы и сына, и неожиданные (но ожидаемые, да) проявления сущности каждого из персонажей, и прочая, и прочая. Удивительно другое: концентрация всевозможных неизбежных (и очень заметных для тех, кто занимается этими видами спорта) нелепостей, натяжек и откровенного бреда не чрезмерна, вполне допустимый уровень. Кое-что так и вообще именно так и случается: одна ошибка приводит к фатальным результатам, выход находится, да вот только выбраться через него невозможно, а казалось бы спокойный и знающий товарищ на поверку оказывается тем, кто готов обречь на смерть других ради призрачного шанса выжить самому. Может быть, большая доля правдоподобности связана с тем, что один из сценаристов, Эндрю Уайт, в 1988 году побывал в очень похожей ситуации? Тогда, в пещере Нулларбор, они были в смертельной опасности именно из-за невероятной силы шторма и наводнения, которое фактически разрушило пещеру, завалив выход из неё смытыми с привычных мест камнями. Как бы то ни было, сам Эндрю Уайт говорит, что именно та экспедиция вдохновила его на создание «Санктума», но вот переносить ту историю на киноэкран без изменений он и не планировал - зрителю подавай страстей побольше.

Как бы то ни было, фильм получился достойный и, главное, очень красивый. 3D создаёт потрясающий эффект, смонтирована картина очень грамотно: за счёт того, что на первом плане то растения, то льющаяся вода, то сталактиты-сталагмиты объём ощущается просто физически. Да и сама мексиканская Пещера ласточек (между прочим, больше 300 метров глубиной!) очень эффектна. Вот бы где побывать… Но, пожалуй, без экстрима.

Дарите билеты на «Санктум» всем тем, кто любит красивые виды, интересуется природой и любит следить за тем, как меняется человек в чрезвычайных ситуациях. И не забудьте о своих друзьях туристах, дайверах, психологах – возможно, профессионалы и будут снисходительно улыбаться на протяжении просмотра, но удовольствие получат несомненно. Всё же Кэмерон знал, кому и для чего доверять свою уникальную аппаратуру – убедитесь сами!





Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: