Как выглядели первые города-сады?
Идеи английского утописта Эбенизера Говарда всё же нашли своих благодарных приверженцев. Люди поверили в реализацию идеи с городами-садами. В 1903 году Говард сумел основать компанию по практической реализации строительства города-сада. После некоторых раздумий место для первого уникального объекта было выбрано в 50-и километрах от Лондона, в небольшом селении Лечворт.
Генеральный план оригинального селения, который, не мудрствуя лукаво, также назвали Лечворт, был представлен всем заинтересованным гражданам в 1904 году. Проект разрабатывался в соответствии с идеями Говарда архитекторами Б. Паркером и Р.Энвином.
Известно, что проектировщикам удалось удачно разместить в ландшафте центральное озеленённое пространство, насыщенное разномастными общественными зданиями и периферийное кольцо промышленных предприятий.
Конечно, сам проект на бумаге был замечателен. Например, жилые дома правильно сгруппировали вокруг транспортных проездов, зелёных полян, небольших парков и даже одиночных деревьев. Городская застройка Лечворта была свободна от унылого однообразия застройки, присущей крупным селениям того времени. По сути, Паркер и Энвин смогли сформировать новый эталон городской архитектуры. То есть они предложили городскую застройку, но как бы сельского типа.
Однако слово и дело, как известно, две большие разницы. Безусловно, идеи Говарда имели большую популярность. Несомненно и то, что проектировщики подошли к процессу весьма вдумчиво, прорабатывая каждую мелочь. Однако заселялся Лечворт, вопреки ожиданиям, крайне медленно. По крайней мере, так казалось самому Говарду. Странно, неужели он хотел видеть темпы заселения такими, чтобы рядом с Лондоном появился такой же мегаполис?
Что бы там не предполагал сам автор идеи города-сада, а в 1908 году в первом экспериментальном поселении жило более 5000 жителей. К концу 20-х годов ХХ столетия здесь уже числилось порядка 14000 обитателей. В принципе, неплохо. Особенно если учесть, что любая новая идея весьма непросто пробивает себе путь.
Кроме Лечворта, строился в это же время и второй город-сад — Вельвин. В нём числилось в 20-х годах ХХ века всего 7000 человек. Конечно, 21000 человек (если оба поселения считать совместно) вряд ли сильно способствовали разуплотнению Лондона. С другой стороны, что было бы, если бы все они оказались жителями столицы туманного Альбиона? Пробки на дорогах усилились бы однозначно, пришлось бы создавать новые рабочие места, больницы, школы и так далее. Так что идеи Говарда свою задачу-минимум выполнили.
Переезд в города-сады происходил неохотно по разным причинам. Промышленные предприятия всё-таки тесно были связаны с крупными городами как центрами сбыта. Стоимость малоэтажной застройки в Лечворте и Вельвине оказалась выше, чем в целом в том же Лондоне. Да и слишком велик оказался разрыв в уровне общения и возможностей, если сравнивать огромный Лондон и скромный Лечворт.
Но интересные задумки утописта Говарда не забыли. Его идеи, но уже на качественно новом уровне, с учётом прежних просчётов, внедрялись в жизнь составителями проекта планировки Большого Лондона в 1943—1946 годах. Вокруг Лондона архитектор Аберкромби предложил создать семь новых городов-спутников. Они должны были находиться от столицы на расстоянии 35…50 километров, причём в каждом из таких городов планировалось видеть не более 100000 жителей. Затем число городов-спутников увеличилось до 14 (в проект включили английские Глазго, Ньюкасл и Кардифф), а к настоящему времени в Англии насчитывается около 30 таких новых городов.
Первоначально планировалось, что в города-спутники переселятся 860000 человек, причём 500000 — непосредственно из Лондона. Позднее, когда были возведены первые дома, оптимисты поспешили сообщить, что в городах-спутниках будет проживать не менее одного миллиона граждан.
Известно, что к 1963 году в новые города из Лондона переехало 263000 человек. Это оказалось меньше, чем планировалось, но если вспомнить, как заселялся Лечворт и Вельвин, то можно говорить об определённом успехе.
Сейчас, безусловно, число жителей этих городов-спутников ещё больше. Но ценность работ Говарда не только в том, что он искренне хотел помочь людям. Его новаторские идеи позволили сформировать новое, устойчивое направление в развитии архитектуры и строительства. И это направление с каждым годом становится
Генеральный план оригинального селения, который, не мудрствуя лукаво, также назвали Лечворт, был представлен всем заинтересованным гражданам в 1904 году. Проект разрабатывался в соответствии с идеями Говарда архитекторами Б. Паркером и Р.Энвином.
Известно, что проектировщикам удалось удачно разместить в ландшафте центральное озеленённое пространство, насыщенное разномастными общественными зданиями и периферийное кольцо промышленных предприятий.
Конечно, сам проект на бумаге был замечателен. Например, жилые дома правильно сгруппировали вокруг транспортных проездов, зелёных полян, небольших парков и даже одиночных деревьев. Городская застройка Лечворта была свободна от унылого однообразия застройки, присущей крупным селениям того времени. По сути, Паркер и Энвин смогли сформировать новый эталон городской архитектуры. То есть они предложили городскую застройку, но как бы сельского типа.
Однако слово и дело, как известно, две большие разницы. Безусловно, идеи Говарда имели большую популярность. Несомненно и то, что проектировщики подошли к процессу весьма вдумчиво, прорабатывая каждую мелочь. Однако заселялся Лечворт, вопреки ожиданиям, крайне медленно. По крайней мере, так казалось самому Говарду. Странно, неужели он хотел видеть темпы заселения такими, чтобы рядом с Лондоном появился такой же мегаполис?
Что бы там не предполагал сам автор идеи города-сада, а в 1908 году в первом экспериментальном поселении жило более 5000 жителей. К концу 20-х годов ХХ столетия здесь уже числилось порядка 14000 обитателей. В принципе, неплохо. Особенно если учесть, что любая новая идея весьма непросто пробивает себе путь.
Кроме Лечворта, строился в это же время и второй город-сад — Вельвин. В нём числилось в 20-х годах ХХ века всего 7000 человек. Конечно, 21000 человек (если оба поселения считать совместно) вряд ли сильно способствовали разуплотнению Лондона. С другой стороны, что было бы, если бы все они оказались жителями столицы туманного Альбиона? Пробки на дорогах усилились бы однозначно, пришлось бы создавать новые рабочие места, больницы, школы и так далее. Так что идеи Говарда свою задачу-минимум выполнили.
Переезд в города-сады происходил неохотно по разным причинам. Промышленные предприятия всё-таки тесно были связаны с крупными городами как центрами сбыта. Стоимость малоэтажной застройки в Лечворте и Вельвине оказалась выше, чем в целом в том же Лондоне. Да и слишком велик оказался разрыв в уровне общения и возможностей, если сравнивать огромный Лондон и скромный Лечворт.
Но интересные задумки утописта Говарда не забыли. Его идеи, но уже на качественно новом уровне, с учётом прежних просчётов, внедрялись в жизнь составителями проекта планировки Большого Лондона в 1943—1946 годах. Вокруг Лондона архитектор Аберкромби предложил создать семь новых городов-спутников. Они должны были находиться от столицы на расстоянии 35…50 километров, причём в каждом из таких городов планировалось видеть не более 100000 жителей. Затем число городов-спутников увеличилось до 14 (в проект включили английские Глазго, Ньюкасл и Кардифф), а к настоящему времени в Англии насчитывается около 30 таких новых городов.
Первоначально планировалось, что в города-спутники переселятся 860000 человек, причём 500000 — непосредственно из Лондона. Позднее, когда были возведены первые дома, оптимисты поспешили сообщить, что в городах-спутниках будет проживать не менее одного миллиона граждан.
Известно, что к 1963 году в новые города из Лондона переехало 263000 человек. Это оказалось меньше, чем планировалось, но если вспомнить, как заселялся Лечворт и Вельвин, то можно говорить об определённом успехе.
Сейчас, безусловно, число жителей этих городов-спутников ещё больше. Но ценность работ Говарда не только в том, что он искренне хотел помочь людям. Его новаторские идеи позволили сформировать новое, устойчивое направление в развитии архитектуры и строительства. И это направление с каждым годом становится всё интереснее.