«Охотники на ведьм» (2012). «Прирожденные убийцы» по мотивам сказок братьев Гримм?
В строю фэнтезийных боевичков прибыло. Вслед за гламурной «Красной шапочкой» и тоскливой «Белоснежкой и охотником» Голливуд вспомнил о существовании мрачной сказки братьев Гримм про Ганзеля и Гретель, а также ведьму, пряничный домик и родительский беспредел.
Если «Красную шапку» доверили изуродовать женщине-режиссеру Кэтрин Хардвик, отчего история про внучку, бабушку и волка отчаянно напоминала мыльный сериал «Сумерки», а «Белоснежку» вручили постановщику-дебютанту Руперту Сандерсу, то с «Охотниками на ведьм» решили поступить совсем иным образом. Никто не собирался экранизировать знаменитый сюжет буква в букву, это моветон. И кому-то в голову пришла «светлая» мысль пригласить на капитанский мостик норвежского кинематографиста Томми Вирколу, прославившегося в 2009 году первым скандинавским зомбятником под названием «Операция «Мертвый снег».
…В детстве Ганзель и его родная сестра Гретель получили страшную психологическую травму: под покровом ночи отец вывел детей из дому, отвел в непролазную чащу и оставил в кромешной тьме на погибель. Однако смышлёные детки не сгинули в лесу, а поблуждав по окрестностям, вышли к симпатичному домику-прянику. Тут и выяснилось, что хижина не только выглядит забавно, но и на вкус приятна. Откушав сладкой черепицы и полизав ставни, Ганзель и Гретель совершили взлом с проникновением в надежде на гостеприимный прием хозяев. Увы, за красивой упаковкой скрывалась злющая и страшная ведьма, которая без труда справилась с детьми и собралась то ли поужинать, то ли позавтракать.
Зловредная мымра не знала, что, перед тем как сделать детей сиротами, мамка нашептала над ними заклятье, оберегающее Ганзеля и Гретель от любых видов черной магии. Так что покушать ведьме не вышло, а вышло самой оказаться в духовке. А братец с сестрицей захлопнули дверцу и благополучно свалили из мышеловки.
Прошло… цать лет. Возмужавшие Ганзель и Гретель навострились убивать ведьм всеми известными науке способами — от банального сожжения на костре до расчленения и расстрела. Путешествуя по стране, они всюду находят следы мерзких тварей, что воруют детей и летают на метлах. Слава охотников опережает их самих, но на очереди городок, в котором дела обстоят совсем уж неважнецки. Местные поговаривают, что в лесах поселилась настоящая верховная ведьма, чьи прислужницы утащили уже 11 мальчиков и девочек. Судя по всему, намечается какое-то грандиозное событие, вроде всемирного шабаша, на котором детей, скорее всего, принесут в жертву. Ганзель и Гретель вооружаются и бесстрашно отправляются в лес, дабы освободить подрастающее поколение…
Как ни странно, но в череде последних сказочных реинкарнаций «Охотники на ведьм» выглядят не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, это не сказка, стыдливо прикрывающаяся рейтингом PG-13, а полноценный и откровенный стеб на заданную тему. Во-вторых, Томми Виркола ухитрился вместить свой «шедевр» в 127 минут экранного времени, включая титры, максимально сократив болтовню и урезав раскрытие характеров по Станиславскому. Получилось бодрое одноразовое чукалово с непривычным для жанра уровнем насилия, небольшой толикой обнаженки и обилием сцен членовредительства. По аналогии с предыдущим опусом норвежца этот стоило обозвать «Операция «Мертвый лес».
Чем нам запомнятся «Охотники за ведьмами», если запомнятся вообще? Первым делом, нестандартным набором средств борьбы с ведьмами. Памятуя о том, что в «Ван Хельсинге» главный герой заправски орудовал полуавтоматическим арбалетом, Виркола вообще решил не заморачиваться и вооружил Ганзеля и Гретель до зубов. В описываемую авторами эпоху пулеметы и стволы, с коими охотники вершат правосудие, выглядят столь же уместно, как бластеры в Первую мировую войну. Но не будем забывать, что перед нами цирковое представление, поэтому к стрельбе в средневековых интерьерах быстро привыкаешь, тем более что ведьмочки передвигаются шустро и даже от пуль уворачиваются почище иных «избранных Нео».
Безусловно, стоит поблагодарить специалистов по гриму и спецэффектам: никогда еще киношные ведьмы не выглядели столь кошмарно. В хорошем смысле этого слова. Правда, временами они больше смахивают на зомби, но раз уж ни тех, ни других в реальной жизни не наблюдается (слава богу), то претензии снимаем. Предыдущий опус Вирколы обошелся создателям в 800 тысяч долларов, и его трудно назвать дилетантским с визуальной точки зрения. На «Охотников» было затрачено, ни много ни мало, 50 миллионов, и все эти деньги на экране видны невооруженным взглядом. Кстати, вооруженным тоже, ибо картина демонстрировалась в кино и в формате 3D.
Говорят, что на роль Гретель пробовались такие именитые актрисы, как Ева Грин, Дайан Крюгер и Нуми Рапас. Полагаю, Грин смотрелась бы интересно, но француженка предпочла дебютировать в компьютерных блокбастерах ролью злодейской адмиральши в сиквеле «300 спартанцев». Там кровищи было еще больше, так что Ева не прогадала. Крюгер вряд ли сошла бы за крутую истребительницу нечисти, а Нуми Рапас, при всем уважении, не тянет фактурой. В итоге студия остановилась на кандидатуре Джеммы Артертон, которая уже дважды участвовала в подобных проектах («Битва титанов» и «Принц Персии») и зарекомендовала себя с лучшей стороны. Что касается Джереми Реннера, то ему сам бог велел шевелить лицом и пытаться острить после дюже серьезных вылазок в шпионских боевиках и комиксах компании Марвел.
Как обычно, слабым звеном ленты стал предсказуемо примитивный сюжет, по которому плохие и хорошие персонажи неизменно сходятся лоб в лоб в финальном кровавом побоище со столь же закономерным хэппи-эндом. Сказка все-таки, хотя детям подобные истории на ночь показывать не стоит. Незачем им смотреть на то, как плохому дяденьке увесистый тролль наступает на голову, а симпатичная тетенька отрезает другим тетенькам, не столь симпатичным, головы и прочие конечности. Виркола, конечно, оттянулся на славу, но кроме обильного членовредительства и нескольких метких гэгов стоило усерднее поработать над сценарием. Получилось как обычно — пришел, увидел, замочил.