«Иствикские ведьмы» (1987). Осторожно, желания сбываются?
Ох, уж эти женщины, и жить с ними нельзя, и без них прожить невозможно. Эту расхожую фразу австралийский режиссер Джордж Миллер превратил в целый фильм, дабы наглядно продемонстрировать миру женское «коварство». И если уж сам Дьявол неспособен удовлетворить все желания представительниц «слабого» пола, то куда деваться простым смертным мужчинам?
…Три девицы под окном, а может, и не под окном, но решили помечтать об идеальном партнере. В их захолустном городишке, где всего-то семь тысяч проживает, хороших мужиков, мужичков и мужчинок уже давно разобрали. Оставшиеся в свободной продаже — либо еще не могут, либо уже не в состоянии. А девушкам нашим в любви не повезло: скульпторша Александра давно разочаровалась в нежных чувствах, учительница музыки Джейн развелась и терпит приставания женатого кобеля-директора, а многодетная Сьюки потеряла мужа из-за того, что постоянно беременеет.
Фантазия у женщин сводится к одному: их идеал должен быть привлекателен, но не смазлив. Состоятелен, но не скуп. Эксцентричен, но без психических отклонений. С чувством юмора, без вредных привычек и обязательно с работающим прибором. На счет последнего мнения разошлись, но, впрочем, не в размерах дело, главное, чтобы функционировал. Зажмурились мечтательницы и материализовали себе ухажера, да такого, что сами не ожидали.
На следующее утро в Иствик наведался сам Люцифер в обличье загадочного богатея Дэрила Ван Хорна. Респектабельный ловелас без труда подобрал ключики к каждой девушке и постепенно вошел в доверие. Но Иствик — это вам не мегаполис, здесь каждый на виду, а уж веселые приключения трех девиц — так и вовсе стали новостью номер один. Сначала их обсуждали за глаза, затем открыто, а когда город наполнился пересудами, девушкам стало совсем неуютно. В конце концов, стоит ли миг блаженства таких жертв, а ведь могут и с работы попереть, и в стенгазете пропесочить, и в магазине охаять за здорово живешь. Видимо, настала пора попрощаться с героем-любовником, но не так-то просто кинуть самого Дьявола…
За сорок с лишним лет в кинематографе австралийский режиссер Джордж Миллер снял всего-то семь полнометражных картин, пару раз поучаствовал в создании телесериалов (в том числе поставил эпизод для знаменитой «Сумеречной зоны») и оформил анимационную дилогию «Делай ноги» про веселых пингвинов. Фильмографию Миллера можно, буквально, пересчитать по пальцам, но зато какие это пальцы! Первым делом напомним, что именно он принес мировую славу Мэлу Гибсону, пригласив актера в фантастический боевик «Безумный Макс». Все три фильма из этой серии Миллер снял сам, после чего, в свою очередь, получил приглашение поработать в Голливуде.
Однако к тому моменту жанр экшна настолько утомил режиссера, что он наотрез отказался ставить боевики или триллеры, а для своего дебюта на «Фабрике грез» выбрал бестселлер Джона Апдайка под названием «Иствикские ведьмы». Смесь мистики, мелодрамы и социальной драмы оказалась ему по плечу, хотя известные американские продюсеры Питер Губер и Джон Питерс («Бэтмен» и «Человек дождя») всю дорогу подставляли Миллеру ножку, словно не в их интересах было снять успешный и доходный проект.
История гласит, что австралиец был так счастлив, что ему придется работать в Голливуде, да еще в окружении блистательных звезд и просто красивых женщин, что даже отказался от всех удобств на съемочной площадке, мотивируя свое бескорыстие экономией средств и полным погружением в творческий процесс. Спонсоры, не будь дураками, посчитали, что сэкономить можно не только на режиссере, но и на всем остальном, включая реквизит, массовку и даже оборудование. Видя такое хамское отношение, постановщик выдвинул ответный ультиматум, отказываясь продолжать работу до тех пор, пока продюсеры не потратятся на полный боекомплект. Те, в свою очередь, припугнули Миллера, что в два счета найдут ему замену. И неизвестно, чем бы этот конфликт закончился, не вмешайся в спор исполнитель главной мужской роли Джек Николсон, который клятвенно пообещал забить на проект, если Губер и Питерс не перестанут прибедняться.
Что в итоге получилось? Забавная, хотя и совсем не политкорректная черная комедия о трех женщинах фривольного поведения, которые сами себе накликали неприятности и сами же с ними справились. Так как положительные персонажи в кадре отсутствуют напрочь, зритель волен сам выбирать, за какую команду болеть. Мужчины, в большинстве своем, встали на защиту героя Николсона, который действительно виноват лишь тем, что сильно избаловал вниманием своих избранниц. Женщины, разумеется, приняли сторону подружек-ведьм, которые «потратили свои лучшие годы» на подобных субъектов, а в результате — разбитое корыто, семеро по лавкам и преждевременные морщины на видном месте. Тем не менее и те, и другие сошлись в одном — картина стоящая, а потому не грех потратиться на поход в кино. По итогам 1987 года лента Миллера уверенно вошла в десятку самых кассовых фильмов Америки, обогнав такие безусловные хиты, как «Грязные танцы», «Хищник», «Робот-полицейский» и очередной фильм «бондианы».
Безусловно, львиную долю успеха привнесли в проект удачно подобранные актеры, филигранная работа оператора Вилмоша Жигмонда и симпатичная музыка Джона Уильямса. На главные женские роли подобрали эффектную троицу актрис — певицу Шер, рыжеволосую Сьюзен Сарандон и блондинку Мишель Пфайффер. Девушки демонстрируют не только высокий профессионализм, но и выглядят на экране шикарно, затмевая собой даже самого Джека Николсона. Последний же как раз новых граней своего таланта не обнаружил, ведь мы и так знали, что Джек способен показать кузькину мать. А уж в роли «маленького похотливого дьявола» он развернулся на всю ивановскую и почти повторил свой образ из «Сияния» Кубрика, только что с топором не бегал.
Симпатичное кино. С юмором и понятным посылом к аудитории: не сотвори себе кумира, от которого не сможешь избавиться. Девушки нашли самый простой рецепт женского счастья, но вышло все наоборот. Чем чаще исполняются наши самые сокровенные мечты, тем сильнее хочется вернуться в обыденность, потому как сказки бывают с разным концом, хорошим и плохим.
Кстати, на первых показах фильма для журналистов и прочих избранных, выяснилось, что никого оригинальная концовка картины не устраивает, поэтому Миллер был вынужден придумать пару-тройку альтернативных финалов, один из которых и вошел в окончательную театральную версию.