Происхождение праздника Ивана Купалы доподлинно неизвестно, но историю свою он начинает еще с дохристианских времен и имеет языческие корни. Праздник «вершины лета» 24 июня (по юлианскому календарю) издревле отмечали все народы Земли. Это день, когда солнечный день имеет максимальную продолжительность.
Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.
Имя же «Иван» появилось в названии праздника после введения на Руси христианства: в этот день, 7 июля по григорианскому календарю православная церковь празднует Рождество Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи.
Накануне праздника принимались бани — совмещение двух стихий огня и воды должно было очистить тело душу человека.
Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали банные веники на весь год. Также в этот день девушки, облаченные в лучшие наряды, расхаживали по домам, призывая хозяев: «Умойте!». Это значит: подарите что-нибудь из девичьих украшений – ленточку, бусы, сережки и прочее.
Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.
В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Северенакануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.